Найджел Латта: кроме любви и материнских рук, ребенку нужны границыОгромное спасибо
Pchu, которая написала, пожалуй, самую полезную рецензию на книгу Найджела Латты
«Прежде, чем ваш ребенок сведет вас с ума» за все время ее существования на русском языке.
"
Оценка.Что я могу сказать. Я готова поставить этой книжке 10 из 10 баллов, потому что она открыла мне пару секретов и потому что она правда крутая.
Идите в магазин и покупайте эту книжку, она должна стоять у вас на полке; если что - ее надо перечитывать.
Нет, издательство «Рипол» мне не платит за рекламу.
Итак, все же не удержусь и раскрою одну тайну.
Первый секрет – то, что наши ошибки поправимы, пока наш ребенок маленький.
Второй секрет – то, что наши дети разделяют наше отношение к ним на любовь и симпатию. Это ударило меня по голове и сказало мне «эй, детка, видишь, ТВОЯ мама тебя любит». От осознания этого стало легче жить, честное слово.
Теперь конкретно по содержанию.Наш мир, такой странный (хотя когда он был другим?), все больше отучает нас быть родителями. Мы то тираны, то друзья своих детей, то еще кто-то, и очень редко мы умеем быть родителями, а это, на минуточку, очень важная, уникальная, данная нам Богом функция. Да, мы должны быть нашим детям родителями. И, о ужас, родители имеют власть над детьми.
Новоиспеченные родители часто путают власть с тиранией. Но власть – это нечто другое: это и любовь, и защита, и обучение, и мостик в жизнь.
Так вот, книжка показывает нам, как быть родителями. Рассказывает, что кроме любви и материнских рук, ребенку нужны границы, рассказывает о его чувстве безопасности, о том, почему в определенных условиях ребенок «плохо» себя ведет.
Но это – не просто очередной мостик к пониманию ребенка, автор, мне хочется назвать его по имени – Найджел - дает нам механизм регулирования поведения ребенка. Добрый последовательный работающий механизм регулирования поведения детей через регулирование поведения родителей. Наверное, надо привести пример, а то я голословна, но пример будет обширным, поэтому я просто добавлю в конце несколько цитат, иначе мой отзыв рискует по объему приблизиться к объему книги.
Я читала много книг-инструкций по эксплуатации детей, но эта уникальна, потому что книги до нее (Гиппенрейтер, например) говорят о том, что родителям надо говорить, и ни одна не говорит, что им делать.
Я и методы книги.Я и методы книги.
Итак, я использую все методы, которые описывает Латта, по отношению к моим детям, кроме тех, до которых они пока не доросли.
Те, до которых они не доросли, я сложила в закрома своего мозга и достану, если что.
Один метод Найджела я использую по отношению к бабушкам, когда они заставляют Яну есть, когда она не хочет.
Я не удержусь и процитирую:
«В 1972 году в Андах потерпел крушение самолёт с командой футболистов на борту. Все они очень долгое время провели в окружении лишь снега и друг друга. После того, как шоколадные батончики закончились, они попробовали есть снег, но, как оказалось, снегом не наешься, и им пришлось питаться трупами погибших товарищей.
Неплохой выход из положения. Голодные люди способны съесть что угодно, даже друг друга, если дело дойдёт до этого. Это почти всё, что нужно знать о проблемах питания.
Голодные дети едят».
Бабушки впечатлились и отстали от Яны. То, что я зачитала это из книжки, да еще и такого маститого-именитого автора, убило их наповал, повергло в культурный шок и выбило почву из-под ног. Зато Яне стало жить немного легче.
Вывод:
Читайте книгу, друзья. Научите своих детей есть полезную еду, научите их спать и высыпаться, научите их ладить с вами без истерик, научитесь быть родителями.
А еще выпишите себе на бумажку это:
«Три самых главных слова
Отношения, отношения и ещё раз отношения
Это, пожалуй, самое главное правило. Даже если вы забудете об остальных правилах, это должно намертво засесть в вашей памяти. Отношения между людьми — это всё. Тот, кто об этом забывает, рискует потерять всё. Контролировать детей легко — достаточно их хотя бы как следует запугать. Но рано или поздно они вырастут и перестанут бояться. Роли поменяются, и тогда уже не позавидуешь вам.
Если вы полагаетесь только на страх, то ждите больших неприятностей. Поверьте мне, я видел семьи, в которых родители заставляли детей «хорошо себя вести» только под страхом наказания, и счастливыми эти семьи не назовёшь. Пожалуй, это самые несчастные семьи из тех, что я видел.
Приучить детей к дисциплине можно только проявляя к ним уважение и относясь к ним как к полноценным людям».
Кому читать:
Всем читать, всем, у кого есть дети. Тем, у кого есть проблемы с детьми - особенно.
Конкретное применение возможно скорее тем, у кого кризисная ситуация уже цветет, но остальным есть, что намотать на ус, да так, что хватит на всю жизнь.
Те, у кого кризисная ситуация уже вотпрямщас, могут ее решить без психологов и прочих внешних вмешательств, а потом удивиться, как было просто.Ахтунги! Апдейт о том, что я за тиранозаврмать!Друзья, мои, я хочу с вами дальше говорить об этой книге.
Дело в том, что у меня есть два негативных отзыва на эту книгу (видимо, пока два). Автор обвиняется в драконовских мерах, непонимании детей и их потребностей, а родители, ведущие себя так, как рекомендует книжка, обвиняются в тирании.
Что ж, мои дорогие други, я – ваш комнатный тиранодеспот, я (о Боже!) считаю до трех Янке, обещаю поставить в угол (а сегодня даже поставила, второй раз за ее жизнь, между прочим). Пойти убиться об стену?
Нет, лучше я расскажу вам о детях еще разок.
Итак, Латта, какие случаи разбирает он в книге.
- младенец на ИВ, который не умеет засыпать, родители которого не спали 4 месяца (!), потому что по очереди носили его на руках (деспотичные ублюдки!)
«Шейн и Мэнди походили на ходячих мертвецов. Они выглядели словно статисты, играющие роль зомби в фильме ужасов. Сперва мне даже показалось, что это чета готов, подводящих глаза чёрными тенями. Потом я понял, что это не косметика, а следы реальной усталости. Я даже выбирал между тем, чтобы предложить им кофе и тем, чтобы вызвать скорую помощь.
— Заходите, — сказал я, надеясь, что мне не придётся затаскивать их в кабинет самому.
— Он никогда не спит, — сказала Мэнди после того, как они оба рухнули в кресла.
— Никогда? — удивлённо спросил я, хотя, если честно, то по их виду был готов поверить в то, что Коннор действительно не смыкал глаз с самого рождения».
…
«После того, как они выпили кофе, ситуация немного улучшилась. Выяснилось, что в первые две недели Коннор преимущественно спал, как это и бывает с новорождёнными. Он спал почти всё время, когда его не кормили. И когда стало казаться, что растить ребёнка — не такая уж плохая штука, маленький Коннор проснулся. С этого момента вся их жизнь превратилась в череду несчастий. Единственный способ, каким его можно было уложить спать, заключался в том, чтобы посадить его в сумку-кенгуру для переноски детей и расхаживать по всему дому. Это действительно был единственный способ, что для них оказалось настоящим кошмаром. Они носили ребёнка попеременно, подобно тому как носильщики-шерпы по очереди переносят грузы от одного лагеря альпинистов к другому.
— Мы, наверное, прошли десять тысяч километров за последние пять месяцев, — сказал Шейн, когда крепкий кофе помог ему очнулся от комы. — Как только мы останавливаемся, он начинает кричать.
— И что вы тогда делаете? — спросил я, заранее зная ответ.
— Снова его носим.
— А вы пробовали просто уложить его?
— Несколько раз, — ответила Мэнди.
— С каким результатом?
— Он продолжал кричать и плакать.
— И вы снова его поднимали?
— Да, — кивнула Мэнди.
— Ну что ж, — подвёл итог я. — Придётся разобраться со всем этим и заставить этого малыша нормально спать, чтобы вы тоже пришли в некое подобие нормального состояния.
Они энергично закивали, хотя действие кофеина уже начинало проходить. Скоро они опять станут ходячими трупами. Нужно действовать быстро».
- 4-хлетняя девочка, которая не умеет засыпать, прыгает, пока не вырубится около часа ночи. Ее родители-тираны прыгают вокруг нее, приносят ее любимые чайные ложечки и клюквенный сок. Видимо, из-за недостатка внимания она никак не уснет.
«Сэм четыре года. Она ненавидит кровати и сон; ей нравятся клюквенный сок и чайные ложки. Она прыгает по всему дому, словно маленький светловолосый мячик. Посторонним людям она кажется симпатичной девочкой, но если пробыть рядом с ней некоторое время, то все эти прыжки и ложки начинают действовать на нервы
Это и случилось с Марком и Сарой. Люди они неплохие Марк работает бухгалтером, а Сара подрабатывает в юридической фирме. Они производят впечатление родителей, которые ещё до рождения ребёнка не только купили специальную литературу, но и прочитали её. Более того, голову даю на отсечение, что если раскрыть эти книги, то там обязательно найдутся куски текста, подчёркнутые карандашом.
— Проблемы бывают, но вообще-то она хорошенькая, — сказал Марк, пока Сэм играла в уголке с кубиками.
— Кроме как по ночам, — вмешалась Сара.
— Да, — согласился Марк. — Ночью она не такая хорошенькая.
— Ночью всё просто ужасно, — добавила Сара.
— А что обычно происходит по ночам? — спросил я.
Сара закатила глаза.
— Она просто не желает засыпать, как бы мы ни старались.
— Ну хорошо, обрисуйте мне картину, — сказал я.
Они обрисовали картину. Веселье обычно начиналось в восемь часов вечера. Они ждали момента, пока Сара не начнёт демонстрировать признаки усталости, а затем переодевали её в пижаму. При этом она давала свой первый бой. Она бегала по всему дому и не слушалась. То и дело приходилось одёргивать её криками: «Сэм, перестань! Сэм, немедленно подойди ко мне!».
После победы родителей (которая обычно происходила в половине девятого) Сэм относили в её комнату наверху. В кровать ей обязательно давали бутылочку с клюквенным соком, любимую чайную ложку и включали телевизор с любимой записью. Заодно Сэм требовала включить свет. Обычно Марк сидел с ней минут двадцать, пока она не погружалась с головой в просмотр телевизора, а потом тихонько уходил.
— Чаще всего мне удаётся дойти до конца коридора, когда начинается «Па-а-а-а-а-п!»
— И что вы тогда делаете?
— Возвращаюсь.
— Понятно. Продолжайте.
Марк опять сидел с ней некоторое время и снова выходил. После этого начиналась стадия, когда Сэм выбегала из своей комнаты и спускалась в гостиную. Марк относил её обратно в кровать, но вскоре Сэм опять выбегала. Так продолжалось часами, пока Сэм наконец-то не засыпала от усталости, иногда прямо на полу, примерно в одиннадцать вечера. Тогда её покрывали одеялом, потому что если её поднимать, то она опять могла проснуться и начать всё сначала. Но даже на этом ночные приключения не заканчивались, потому что Сэм просыпалась ещё два-три раза и засыпала в кровати родителей только около 4 часов ночи».
- восьмилетний кроткий малыш, который спит в родительской кровати и устраивает истерику, если его просят спать у себя. Восемь лет он спит в родительской кровати. У этих ребят реально крутая выдержка, я бы, простите, сдохла за 8 лет без нормального секса с мужем
«— А ты не глупый, Джордан. Как ты думаешь, что я хочу сказать твоим маме и папе?
Он как-то странно нахмурил брови. С одной стороны ему было приятно, что он догадался о моих намерениях, но с другой стороны моя идея ему совершенно не нравилась.
— Чтобы меня не пускали на футбол, пока я не стану спать в своей кровати?
Я широко улыбнулся. Этот мальчик мне определённо начинал нравиться.
— Точно.
Саймон с Петрой снова переглянулись. Такой взгляд был мне знаком. Я видел его часто. Он означал «мы не сможем на это пойти, так нечестно».
— Прекратите.
— Что? — спросил Саймон.
— Переглядываться так, как будто вы говорите друг другу «нет, это нечестно, мы на это не пойдём».
— Но это слишком жестоко.
Теперь настала моя очередь пожимать плечами.
— А что, по-вашему, не жестоко? Позволять восьмилетнему ребёнку прогонять себя из кровати? Если вы хотите чего-то добиться, придётся проявить хотя бы минимум строгости.
— Но он так любит футбол, — сказала Петра. — Не знаю даже, как лишить его такого удовольствия».
- о! Чуть не забыла, дети, которые ели только чипсы и мороженое. В мороженое мама подмешивала им гороховое пюре, чтобы им перепадало хоть что-то полезное. Воистину чудо авторитарной власти.
«Когда тебе говорят, что какие-то дети питаются исключительно «мороженым с гороховым пюре», то возникает желание немедленно их повидать. Тебя буквально гложет изнутри любопытство, подавить которое просто невозможно. Если бы я не увидел этих детей своими собственными глазами, то меня бы до самой могилы мучил вопрос, что же такое «мороженое с гороховым пюре».
Первое, что сорвалось у меня с языка при личной встрече, был вопрос: «Так что же такое мороженое с гороховым пюре?». Оказалось, что вопрос это довольно деликатный, и его не следовало задавать вот так, напрямую.
Дети нахмурились и посмотрели на свою мать. Диана слегка покраснела, и её глаза беспокойно забегали по сторонам. Кевин, отец, не пришёл на встречу, потому что был занят на работе.
Конечно, я тут же понял, что это за штука — «мороженое с гороховым пюре». Таким образом, смешивая раздавленный горошек с мороженым, мама тайком пыталась накормить своих детей полезными продуктами. Заодно я понял, что отнял у неё последнюю возможность заставить их съесть какие-либо фрукты и овощи.
Я почувствовал себя так, как будто сейчас 1976 год, мы сидим в кафе Восточной Германии, и я только что громко спросил: «Значит, вы говорите, что давно работаете на ЦРУ?»
Прокол!»
Ужасы тирании, деспотизм как он есть.
Это не все, разумеется, там еще куча. Есть про невнимание родителей, там как раз их научили давать внимание.
Дорогие мои, заботливые альфы теории привязанности, вести себя плохо – один из инструментов познания мира.
Крайней точки плохого поведения и истерик достигают не дети родителей-тиранов (мы не о подростках, о детях до 10), а дети слишком мягких родителей, которые, повторюсь, так боясь нанести чаду эмоциональную травму, позволяют ребенку все. Ну, либо у родителей-раздолбаев, которым просто не до ребенка, который всеми силами стремится привлечь их внимание. Тирания подразумевает полное послушание, дети излишне авторитарных родителей ведут себя идеально и немного подавлены на первый взгляд, их всегда можно отличить сразу.
Итак, плохое поведение как познание мира. Мы играем с детьми на крыльце, только пришли из магазина. Сережа топает по полу – ему нравится звук, Яна насыпает щебенку в ведро и считает ее, мы считаем вместе, со смешными стишками. Яна доходит до калитки, считая вслух вместе со мной шаги, открывает калитку, выбегает на дорогу. Ватутина не оживленная улица, машину тут еще найти настоящую надо, и все же иногда они ездят – выход на дорогу в одиночку небезопасен. Я не разрешаю ей выходить на дорогу одной ни при каких условиях. Я беру Яну на руки, глаза в глаза объясняю, что к чему и почему. Мы говорим, что все, окей, никто не выбегает, продолжаем игру с камешками. И Янка снова выбегает, я прошу ее зайти, говорю, что считаю до трех, если она не зайдет или повторится выход, то поставлю в угол. Яна знает, почему я ее заставляю зайти. Все мое внимание и так было у нее, ей не нужно привлекать его. У поведения другие цели – понять, где оно, это самое «нельзя». Я считаю до двух, Яна в калитке. Сережа катает машину. Мы с Яной сыграли в «чаби», она вернулась к ведру с камнями, взяла его и пошла на дорогу. Я взяла Яну, объяснила, почему она идет в угол, она пошла в угол. Постояла она там две минуты, она не плакала, но из угла она не выходила. Я взяла ее, мы пошли дальше играть, больше за калитку Яна не выходила.
Однако я более чем уверена, что завтра все повторится, потому что то же самое было и вчера, только без угла, хватило угроз. Яна проверяет прочность мира. Я наказываю ее, да-да, наказываю за непослушание, потому что оно небезопасно для нее.
В первый раз Яна стояла в углу за кидание в Сережу песком – и это тоже было не привлечение внимания родителей, а отвлечение от них и простой троллинг нас, дабы узнать, можно это или нет.
Однако, когда Яна лезет в АГВ, когда я кормлю Сережу, я не наказываю Яну – потому что тут чистое привлечение внимание. Я просто подхожу, сажусь рядом и объясняю. Если уходит и снова лезет, а я еще кормлю, а даже до «считаю до трех» не дойду, я буду объяснять, пока не докормлю, потому что ей нужно внимание. А вот если мы играли и она пошла в АГВ, то тут только вопрос силы ее желания проверять это «нельзя».
Итак, понимание потребностей, понимание просьб внимания, еще много пониманий. Ну, например так, Яна выбегает на дорогу, а я оп – ей не хватает внимания (ей так плохо со мной, она хочет попасть под машину поэтому, ага, куда еще поистерим?), иду, обнимаю Яну, целую, рассказываю, как люблю, предлагаю поиграть. Что же за якорь я ставлю? Выбегай на дорогу, детка, будешь в шоколаде.
Ладно, хватит болтать, пойду со свойственной мне тиранией нажарю сырников на полдник. Да-да, сырников, ужасных сырников, отвратительных сырников, еще и с чаем, вместо сладких приятных конфет и газировки, йю-ху!"
Я бы ещё присоветовала 2 книги, одну которую написали дочь и мама,а вторую психолог:
"Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти" - от этой книги я была в восторге)) Периодически открываю и перечитываю. Очень близка мне, просто и понятно написана, хорошенько встряхивает местами и даёт толчок к тому чтобы проще чувствовать ситуации с ребёнком и меньше наделать ошибок)),а главное это не очередной сборник типичностей теорий, а что-то душевное и практическое)))
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.В. Осорина
вот тут я писала своё впечатление от неё, а заодно и краткое содержание)) skazkasotkanayavetrom.diary.ru/p129229247.htm
Насколько много я копалась в подобных изданиях, читала и чаще всего плевалась - потому что очень часто авторы подобных книг настолько далеки от реальных детей, что аж поражает, зато очень близки к книжно-учебной педагогике....ббрь!, наверное потому что практика и теория слишком разнятся работая с детьми я терпеть не могу педагогику А вот эти две книги (только моё ИМХО) в настольную библиотеку.
а у первой книги кто автор? ты не написала.
Гиппенрейтер читала? она тоже психолог, нам ее книги нахваливают. я пока не читала, вот в поездке буду читать
Гиппенрейтер читала</i- вот тоже ждёт своего часа)))) как-то с известными и рекомендуемыми авторами у меня вечно долго запрягаю)))хДД, а ты какую книгу собираешься её читать?
У Осориной кажется много книг о детях))но влюбилась я пока только в эту)))
*а то у меня что в реале все детей не особо любят, что тут ПЧ далёкие от этого))))*