Для начала скажу, что тот, кто предупрежден, – тот вооружен. Нам почему-то иногда кажется, что ребенок с рождения должен знать, как все устроено в этом мире и назначение всех окружающих вещей. А он не знает вообще ничего. Ничего! И то, что ножом можно не только порезать огурец, но и собственный палец, он не знает. Что огонь не просто красивый и переливчатый, а еще и страшно горячий, он не догадывается. И так далее.
Теория без практики мертваКогда-то читала про советское детдомовское воспитание, что дети-выпускники не знали, как вообще чай заварить – они с детства видели его в готовом виде на столе. Точно так же маленькие дети не могут сами догадаться о предназначении тех или иных предметов, если они не видят их у родителей (в действии). Любую деятельность невозможно познавать в теории. Представьте себе врача, который ни разу не касался пациента, и все проводил только на муляжах. Вы рискнете к нему пойти?
Человеку необходима практика и многократные упражнения, чтобы освоить какое-то действие. Вы скажете, чего я говорю совершенно очевидные вещи, странно как-то. Но почему не странно думать, что ребенок «по умолчанию» сможет действовать предметами, которые ни разу не трогал? Видеть – это одно, пробовать в действии – совсем-совсем другое, тем более что координация движений и восприятие у ребенка совсем не такие, как у нас.
продолжениеДавать или прятать?
С тех пор, как ребенок пытается все схватить и всеми предметами подействовать, ему нужно давать попробовать манипулировать «опасными» предметами. Боитесь настоящих ножей – дайте одноразовый пластиковый. Потом обычный сервировочный. И потом уже — острые кухонные. Боитесь давать малышу настоящие ножницы (я, кстати, давала с возраста год+, с моей помощью и под моим контролем) – дайте неострые детские. Конечно, не надо опускать руку ребенка в огонь чтобы понять, что это – горячо. Но можно дать дотронуться до горячей прихватки, до чашки с чаем, и тогда ваше слово «горячо, осторожно!» будет иметь какой-то смысл.
Гораздо опаснее, если от ребенка постоянно прячут острые предметы, а потом в каком-то возрасте ему приходится вдруг их осваивать (а его еще и ругают, что плохо держит и неправильно действует или еще хуже – предрекают всякие ужасы «глаз уколешь», «пальчик отрежешь»). Другой вариант – ребенок случайно обнаруживает совершенно незнакомый предмет и начинает пробовать, как же им можно действовать. Если он ни разу в жизни не имел дела с острыми предметами и не подозревает о возможной опасности, дело может кончиться плачевно.
У меня в кружке был мальчик, который впервые в жизни взял в руки ножницы в пятилетнем возрасте. До этого не видел и не трогал. Первое движение было – себе в лицо, причем специально, я еле поймала. Так что уж лучше дать ребенку понимать, что такое «опасно», дать немножко порезаться, потрогать горячее, и т.д., чем у него не будет никакого представления, что предмет может быть опасен. А действовать большой ребенок, не имевший опыта с «опасными» предметами, может прямо наоборот тому, что говорят. И достаточно бабушкиного оха «в глазик бы не попал!», чтобы ребенок прицельно туда и попал (не дай Бог никому). Потому что ждать «возраста икс» в овладении простыми бытовыми предметами я не вижу смысла, т.к. как раз раннее детство – тот самый период, когда человек осваивает окружающие предметы и любые действия с ними, а после трех лет уже немножко не то восприятие и принципы деятельности, так что всему свое время.
Что действительно надо изолировать – те вещи, которые потенциально опасны, несмотря на меры предосторожности (лекарства, бытовая химия), но объяснить, почему мы ими пользуемся только с мамой или папой.
Дети все познают постепенно
Немножко расскажу из своего опыта: с полутора лет дочка режет обычными (моими) ножами, пользуется ножницами и иглой строго по назначению. Я показывала, как это делается, первое время контролировала и даже иногда держала ее руки в своих. Потом давала пробовать. Делает не так, как велено, – интересные предметы отбираются (через рев и «хочу-хочу!»). Повторяем – это делается вот так и вот так, а вот это опасно. Пробуем снова, и так далее. В итоге сейчас совершенно самостоятельно управляется с любыми острыми предметами. О, бедные наши пожилые родственники – они хватаются за сердце.
Поэтому, повторюсь, гораздо разумнее учить тому, как что действует, чем изолировать ребенка от мира. Дети все познают постепенно –
— пусть сначала смотрит на мамину деятельность из слинга,
— потом потрогает,
— потом попробует действовать с маминой помощью,
— потом под маминым контролем,
— потом один.
Так что между «впервые увидел предмет» и «умеет им управляться» должно быть несколько пунктов!
Автор: Марина Озерова
Источник: Сознательно.Ру