пролистала я последние 2 стр дневника и оказалось что я что-то ничего не пишу про Лесины умелки. сейчас соберу все в кучу. когда чему научилась не помню уже. будут типа итоги, что умеет ребенок 1 год 9 месяцев и 20 дней.

— знает овощи и фрукты: картошку, морковку, лук, капусту, помидор, огурец, вишню, абрикос, виноград, яблоки, грушу, банан.
это у нас карточки есть, она очень любит их мне показывать, чтобы я называла что нарисовано. сама без ошибок находит то что я прошу. а последнее время я стала неправильно называть, дак она мотает головой и пальчиком мне грозит, типа: а-та-та, мама, неправильно.
показывает все на этих карточках, на всяких разных картинках и фотографиях, и на витрине у ларька.

— знает животных: кошку, собаку, корову и теленка, волка, медведя, муравьишек, бабочек, божьих коровок, сову, мышку, белочку и лису (но их путает, в книжке они одинакового цвета), ворону.
пока не нашла ни хорошего зоопарка игрушечного, ни нормальных карточек, ни книжек интересных с животными. поэтому знает тех, кто есть в наших книжках.

— знает название всей одежды. своей и нашей. всегда приносит нужную вещь из комода, не только свою, но и нашу - Сашины джинсы так смешно несет, они же большие и тяжелые, но обижается, если не даем ей помочь. всегда все убирает в комод. и требует этого от нас. если видит что где-то что-то лежит - возмущается, подбирает и несет показывать - на вещь, на комод. если говорю что это нужно в стирку отнести - несет в корзину для грязного белья или стиралку.

— знает название всей посуды: ложки-вилки-чайные ложки, тарелки, блюдца, ножи, кисточки, лопаточки, кружки, чашки, чеснокодав, молоток, кастрюли, сковородки и пр. и знает где что лежит. Саша, кстати, не всегда может найти ту или иную вещь, Леся же указывает на ящик если это наверху, или открывает ящик - если это внизу и находит сама.

— знает цвета: синий, желтый, зеленый, красный, оранжевый, розовый, черный и белый. но показывает не всегда. в обыденной жизни чаще всегда не замечает, просьбы сделать что-то по цвету. а вот если попросить: Леся, покажи красный цвет. запросто может показать неправильно или не показать вовсе.

— знает части тела: руки, ноги, пальчики, голова, шея, живот/пузико, пупок, коленки, попа, нос, рот, зубки, язык, глаза, бровки, волосы. показывает все на себе, на других людях, почти все показывает на игрушках - колени вот не показывает, потому что их нет на мягких игрушках, пупок ну и остальное, чего явно не видно.

— знает фигуры: круг, квадрат, треугольник. сердце и звезду не всегда показывает, но у нас они мало где есть. ну и тоже, может начать вредничать и показывать неправильно или не показывать вообще.

— моет посуду. губкой. внутри и снаружи, затем губку убирает и споласкивает.
— кашу коробочную сама замешивает - накладывает из пакета сухую, я наливаю воду - она мешает. кушает сама, когда хочет что-то показать, но в основном пару ложек сама, потом вручает ложку мне, складывает ручки как на парту и открывает рот. мол, мама, я показала что умею - дальше сама.
— одевает шарф, шапку и варежки сама. и не важно что шапку порой задом на перед, шарф только один раз оборачивает, а в варежках не попадает большим пальцем куда надо. главное же что сама.
— танцует. только слышит музыку, сразу начинает корпусом вперед качать, как репер. если это что-то длинное - встает и начинает по всякому корпусом делать. ноги обычно просто переставляет то вправо, то влево. руками тоже по всякому крутит, и фонарики, и макарену, и типа бежит-бежит.

вспомнила еще:
— понимает "команды": Леся иди вперед, Леся иди назад, Леся покрутись, Леся подними ручки вверх, Леся подними ноги (очень смешно делает), Леся сядь на попу, Леся шевелим пальчиками.
все всегда делает, обожает шевелить пальчиками и идти вперед спиной.
— знает такие понятия как: вперед, назад, другой (например, два шарика в руках держит, дает один, а ты просишь "дай другой", дает другой), повернуть, перевернуть, под, внутри.